Впервые побывали с Orthodox House на фестивале Братья на прошлой неделе. К сожалению, у меня был всего день, чтобы прочувствовать атмосферу, но этого хватило, чтобы понять, что мы среди единомышленников, близких по духу людей. Это очень ценное ощущение и возможность оказаться здесь дорогого стоит.
Мы проводили тренинг по защите своей веры в диалоге с неверующими людьми. После жарких споров, в которых поучаствовало около 200 человек, в отдельной мини-группе обсудили, каким образом лучше говорить о Церкви, чтобы не оттолкнуть от Неё и не прослыть фанатиком или занудой.
Очень благодарим за теплый приём отца Ярослава и матушку Оксану, было приятно познакомиться вживую. Радостно было пообщаться с живыми и неравнодушными ребятами, которых собирает этот фестиваль. Наша команда почти в полном составе решила остаться ещё на несколько дней фестиваля сразу после знакомства. Очень надеемся ещё побывать здесь и шлём лучи добра, любви и радости всем, с кем успели пообщаться за эти дни.
Для начала нужно ответить на вопрос: «Кто такой для нас «враг?»
Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло, поэтому возникает другой закономерный вопрос: «Зачем нам любить людей, которые делают нам зло?»
Христос в Евангелии призывал, что нужно любить не только своего ближнего, но и врага, потому что Бог любит всех без исключения, т.к. солнце восходит над всеми: над праведными и неправедными. Если человек достиг такой любви, то он уподобляется Самому Богу. А кто уподобляется Богу, тому как пишет святитель Тихон Задонский: «Бог ниспосылает прекрасный венец», — то есть дарует огромную награду.
Также любовь к врагу помогает предотвратить мстительность и постоянное приумножение зла. К примеру, Если враг тебя обидел, а ты простил его, ты тем самым смог пресечь зло прощением. Ведь постоянный круговорот зла никогда не прекратиться, если его не остановить.
Для начала нужно ответить на вопрос: «Кто такой для нас «враг?»
Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло, поэтому возникает другой закономерный вопрос: «Зачем нам любить людей, которые делают нам зло?»
Христос в Евангелии призывал, что нужно любить не только своего ближнего, но и врага, потому что Бог любит всех без исключения, т.к. солнце восходит над всеми: над праведными и неправедными. Если человек достиг такой любви, то он уподобляется Самому Богу. А кто уподобляется Богу, тому как пишет святитель Тихон Задонский: «Бог ниспосылает прекрасный венец», — то есть дарует огромную награду.
Также любовь к врагу помогает предотвратить мстительность и постоянное приумножение зла. К примеру, Если враг тебя обидел, а ты простил его, ты тем самым смог пресечь зло прощением. Ведь постоянный круговорот зла никогда не прекратиться, если его не остановить.
Узбекская свадьба, жених ударяет с размаха невесту по голове, после того, как она одержала победу над мужем в шуточном конкурсе по распаковке конфетки. Этот видеоролик заставил задуматься о допустимом «сильного пола» к «слабому». Для тех, кто не видел, этот низкий жест безусловно был жестоким. Но стоит учесть, что в Узбекистане мусульманский мир, и к женщинам там могут относиться как к людям второго сорта. Однако, нам интересно, что говорит Библия и святые отцы об отношении мужчины к женщине?
Когда Бог создал первого человека — Адама, то из его ребра создал ему помощницу Еву (ср.: Бытие 2: 20-22). Бог, создавая Еву второй после Адама, не принижая ее достоинства и значения как человека, достиг нескольких целей.
Во-первых, Адам перестал быть один — сотворим ему помощника, соответственного ему (Бытие 2:18);
Во-вторых, Адам и Ева видели друг в друге красоту образа Божия;
В-третьих, они совершенствовались вместе и должны были восполнять землю такими же людьми.
Ева имеет равное достоинство к Адаму, но они отличаются друг от друга своим предназначением. «Ибо жена, хотя и подчинена нам, но как свободная и равночестная», — пишет святитель арх. Иоанн Златоуст.
В отличие от христианства в мусульманстве сильно принижается роль женщины в браке. Мужья выше чем жены и могут их бить, если они им не повинуются (Коран 4:38), и подвергать сотнями ударов за измену (Коран 24:2), а безнравственных женщин вообще запирать в доме и доводить их до смертельного состояния (Коран 4:15).
В православии же женщина никак не принижается перед мужчиной. К ней не допускается рукоприкладство и какое-либо насилие. Апостол Павел говорил, что жена повинуется мужу, но муж должен любить свою жену и не быть к ней суровым (Колоссянам 3:18-19). Вы можете возразить, что у него же есть слова «жена должна боятся мужа» (Ефессянам 5:33). Но, этот «страх, — как пишет блаженный Феофелакт Болгарский, — не должен быть рабским, страхом боязни наказания, а боязнью, как бы не оскорбить любимого человека».
Также и насилие над женой не сделает брак счастливым, потому что как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствиям может насладиться муж, когда сожительствует с женою, как с рабою, а не как со свободной?»
Поэтому в православном мире, как ни крути, мужья обязан относится к жёнам как к немощнейшим сосудам, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (1 Петра 3:7). Уважать жену как женщину и не допускать рукоприкладства, ведь женская природа неизменна.
Помните, что Бог создал женщину и дал ей те же человеческие достоинства как мужчине, здесь никто не выше и не ниже, но у каждого своё предназначение.
«Эмоции — это грех?»
Нет, эмоции — это не грех, а естественная реакция человека на ситуации, в которых он находится. Как мы все знаем, человеческая природа повреждена грехом, поэтому человек не только испытывает позитивные эмоции, (как счастье, радость и удовольствие), но и негативные (печаль, злость, гнев, раздражительность).
Возникает логичный вопрос: «Как человек контролирует эмоции по отношению к Богу и людям?» К примеру, у студента важные экзамены на носу, чтобы успешно их сдать, он идет в Церковь, молиться Богу и просит Его о помощи, но всё равно плохо сдает эти экзамены. В конце концов студент обвиняет Бога и даже близких в своей неудаче, а также с большой силой критикует себя до болезненного состояния — это приводит его к греху "осуждения" и "ропота".
Каков из этого вывод?
Эмоции — это не грех, но грехом является их негативное проявление к Богу и людям, а также к самому себе.