3 ноября и 7 декабря 2022г. в 6 корпусе Томского политехнического университета в рамках дисциплин «Введение в инженерную деятельность» и «Час куратора» были проведены круглые столы с выпускниками специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин» ТПУ прошлых лет.
Со стороны ТПУ присутствовали:
Ковалев Артем Владимирович (доцент ТПУ),
Бондарчук Игорь Борисович (старший преподаватель ТПУ), Дубовцев Александр Григорьевич (консультант по взаимодействию с индустриальными партнерами и развитию магистратуры «Технология строительства нефтяных и газовых скважин» Хериот-Ватт ТПУ).
Со стороны выпускников ТПУ присутствовали:
Антипьев Виктор Валерьевич (инженер 1-ой категории АО «ТомскНИПИНефть», выпускник 2018г.),
Лебедев Михаил Юрьевич (производственный координатор ООО «Интеллектуальные системы», выпускник 2011г.),
Казин Константин Сергеевич (супервайзер ООО «РН-Юганскнефтегаз», выпускник 2022г.),
Исаев Евгений Дмитриевич (ведущий инженер ООО «Акрос», выпускник 2017г.), Замулин Павел Витальевич (буровой супервайзер ООО «РН-Юганскнефтегаз», выпускник 2019г.),
Добужский Константин Александрович (инженер по бурению ООО «Везерфорд», выпускник 2013г.), Симон Артур Андреевич (супервайзер по бурению АО «ССК», Томский филиал, выпускник 2015г.).
Цель мероприятия – создать представление студентам о будущей профессии. Модератором круглого стола выступил доцент
Ковалев Артем Владимирович.
В начале встречи приглашенные специалисты рассказали студентам, когда они получили высшее образование по профессии, кем работали в отрасли и на какой должности работают в настоящее время.
На обсуждение были вынесены следующие вопросы от модератора:
1. Бытует мнение, что лучше все-таки начинать трудовой путь с помощника бурильщика? Ваше мнение.
Как отметили большинство из приглашенных - начинать трудовой путь не обязательно с должности помощника бурильщика. При этом очень важным аспектом в становлении инженера-буровика является производственная практика на должности помощника бурильщика. Практическая работа на буровой установке в поле поможет молодому специалисту в следующем:
• увидеть, как работает буровое оборудование, понять особенности обслуживания и ремонта элементов буровой установки (как говорится, пощупать все своими руками);
• понять, как организованы технологические процессы на буровой установке;
• изучить «сленг» буровиков, чтобы лучше понимать работы, выполняемые на буровой;
• прочувствовать атмосферу коллектива буровой бригады;
• понять сложность труда своих будущих подчиненных;
• познать все мелочи будущей работы, чтобы наладить доверительные отношения с подчиненными;
• накопить знания для плодотворного развития инженерного мышления.
2. Вахта или офис. Плюсы и минусы.
Участники сформулировали следующие плюсы работы вахтой:
• зачастую большая заработная плата, чем в офисе;
• экономия денег за счет длительной вахты и небольших затрат на питание и бытовые расходы;
• распоряжение временем в межвахтовый период (путешествия, хобби, подработка и т.п.).
К минусам работы вахтой отнесли:
• систематическая разлука с родными;
• тяжелые условия труда, особенно в условиях Крайнего севера;
• риски получения травмы.
«На вахте можно застрять на всю жизнь, т.к. кого-то она затягивает. Главное – не задерживаться на рабочих должностях. Идеальный вариант – после получения полевого опыта перейти на руководящую инженерную должность. Не факт, что это сразу будет работа только в офисе, инженеры нужны и в поле. Без полевого опыта в сфере строительства скважин работать безусловно можно, но с ним становление высококвалифицированного специалиста становится быстрее».
Также участники отметили, что в настоящее время распространена практика работы инженеров вахтой, но при этом он находится в офисе.
3. Какие карьерные траектории имеются в ваших направлениях (сервисах)?
Участники круглого стола подчеркнули множество различных организационных схем предприятий, соответственно должностей, категорий, соответственно и карьерных траекторий.
Гости отметили одни из самых распространенных:
Для буровой компании возможны следующие траектории: помощник бурильщика – бурильщик –мастер по сложным работам ИЛИ помощник бурильщика – помощник мастера/технолог – мастер буровой ИЛИ помощник бурильщика – помощник мастера – ведущий специалист – главный специалист – начальник участка – главный технолог – главный инженер – технический директор.
Для сервиса буровых растворов: инженер по буровым растворам – полевой супервайзер – координатор – руководитель проекта – региональный директор ИЛИ инженер по буровым растворам – инженер технологической службы – руководитель технологической службы.
Для сервиса наклонно-направленного бурения: инженер по ННБ («телеметрист» или MWD) – инженер по ННБ («кривильщик» или DD) – супервайзер DD – координатор – руководитель проекта – менеджер проекта ИЛИ инженер по ННБ («телеметрист» или MWD) – инженер по ННБ («кривильщик» или DD) – инженер-технолог по проектированию и строительству скважин (Well Planner) – ведущий инженер по проектированию и строительству скважин Well Planner – руководитель отдела.
В области проектирования скважин: инженер – ведущий инженер – главный специалист – руководитель группы – менеджер проекта – начальник отдела – главный инженер проекта – начальник управления – заместитель главного инженера – главный инженер – генеральный директор.
В службе инжиниринга Недропользователя: специалист – ведущий специалист – главный специалист – начальник сектора – начальник отдела – начальник управления.
В службе супервайзинга Недропользователя: специалист – ведущий специалист – буровой супервайзер (главный специалист) – главный специалист в офисе – начальник службы супервайзинга – начальник управления – заместитель генерального директора по бурению.
4. Как вы оцениваете уровень подготовки выпускников Томского политехнического университета? Какие ключевые компетенции вы бы выделили для успешной карьеры в бурении НГС?
Гости высоко оценили качество подготовки выпускников Томского политехнического университета, многие из которых сегодня занимают ключевые позиции в различных сервисных компаниях и у Недропользователя.
Для более полного развития студентов в процессе обучения приглашенные участники круглого стола выделили, что помимо знания специальных предметов необходимо обладать следующими компетенциями: английский язык, навыки делового общения, правописание, цифровые компетенции (компьютерная грамотность), трудовое законодательство, производственная безопасность и экономика.