Виктор Мараховский
Offline, последняя активность Сегодня 16:21:47 С компьютера
Москва
(..)

1464

8822

0

?

?

друзья подписчики изменения скрывающие скрытые

Кого добавил в друзья и на кого подписался Виктор Мараховский. Новые подписчики.

Обновляем изменения в друзьях...

Теперь изменения в списке друзей будут отслеживаться. Каждый раз при посещении этой страницы будет происходить повторная проверка.


Для оперативного получения новой информации добавьте эту страницу в закладки. (На компьютере Ctrl+D)
Фотография Мараховского Виктора Фотография Мараховского Виктора Фотография Мараховского Виктора Фотография Мараховского Виктора Фотография Мараховского Виктора Фотография Мараховского Виктора Фотография Мараховского Виктора

Открытые анкетные данные Мараховского Виктора:


Упоминание Виктора Мараховского в коментариях и постах


Виктор Мараховский о мрачном

> Минутка мрачной магии.

Что бы мы подумали, ув. друзья, услышав следующую историю: «Один богач достиг всего, но не мог смириться с одним: тем, что однажды он состарится и умрёт. И тогда он взял своего юного сына и начал пить его кровь, веря, что так получит вечную молодость».

Современник скажет, что в давние времена, пока была дикость и никакого прогресса, такое вполне, конечно, могло встречаться.

И тут самое время уточнить, что речь идёт о венчурном капиталисте Брайане Джонсоне, в 2013-м году продавшем свой крутой техностартап Venmo самому PayPal за 800 миллионов.

Этому дяде сейчас 45, и он ест одно только «бурую жижу из протёртых овощей», и ещё качается, и ещё качает кровь из своего 17-летнего сына Талмеджа Джонсона. В свободное время он тестирует всякие экспериментальные штучки, ранее проверенные только на мышках, и рассматривает фото своего кишечника (он снял 33 с половиной тысячи фото своего кишечника. Кишечник Брайана Джонсона — абсолютная фотомодель среди кишечников и, пожалуй, самый увековеченный кишечник в истории человечества).

Данная история наглядно показывает одну дохлую правду жизни:

- Какая бы эпоха на дворе ни была, сколько бы прогресса на кубометр пространства ни было понапихано в неё — маги, колдуны и вампиры остаются с нами.

Они просто чуть-чуть меняют звучание своих заклинаний.
Ссылка на источник
Виктор Мараховский
Минутка замечаний.
Я бы, ув. друзья, отметил один заслуживающий внимания факт: судя по сообщениям, в рядах беглого отребья, вчера стрелявшего по нашим согражданам или по меньшей мере гордо спонсирующего врагов родины, какое-то сильно повышенное количество бывших развлекателей публики — т.е. певцов ртами, актёров лицами и писателей/сценаристов руками.

Отчего так — примерно понятно. Развлекатели (т.н. деятели искусств) — существа, принимаемые за носителей культуры глубоко ошибочно. На самом деле, как уже говорилось, принимать «людей искусства» за носителей культуры — всё равно что принимать порномодель за многодетную мать, раз она так богато и разнообразно изображает деланье детей в кадре. Искусство не тождественно культуре. Ибо —
#Культура — это то, как люди себя ведут, а
#Искусство — то, что об этом рассказывается.

Но есть ещё один нюанс. Наша эпоха, слишком увлекшаяся всякого рода искусствами, иллюзионами, стендапами, киносагами и книжными сериальчиками — выдала паяцам и фантазёрам, всё это поставляющим публике, непомерно много самооценки. Огромное число весьма некачественных человеческих существ переименовали себя в «жрецов» на том основании, что они пишут какие-то буквы в рифму или без, терзают струны под авторские частушки и как бы забавно жалуются в ребристый микрофон (механизм тот же, что и в варианте «я не знаю математики, значит, я гуманитарий»).

Грубо говоря — эпоха вырастила целый лес офигевших ходячих нарциссов. Эти нарциссы, не обладая в должных объёмах ни умом, ни совестью, а влекомые по жизни одним только безмозглым рефлексом статусного одобрения от своих тусовочек, обладают примерно нулевой устойчивостью к любому давлению своего круга/среды. И поэтому, стоит тусовочке прикрикнуть — как они, теряя тапки, массово бегут куда велено.

Это не отменяет существования крайне достойных ув. сограждан, занимающихся искусствами — это просто объясняет, почему в искусства набилось столько человеческого мусора.
Ссылка на источник
Виктор Мараховский.
Ссылка на источник
Беседа с Виктором Мараховским получилась очень уютной и смешной. Приятного просмотра.
Ссылка на источник
Прекрасный как всегда Виктор Мараховский. Точный, честный и объективный.

Минутка мифов.

Как утверждает бездушная стерва статистика, ув. друзья, многие очевидности, в которых мы живём, на деле очевидности ложные.

«Смех продлевает жизнь», - выучили мы.

Комедианты, умирающие в среднем на три года раньше даже обычных актёров (не говоря о нормальных людях), не согласятся с этим утверждением.

«Только богатые могут позволить себе кучу детей, постоянно путешествовать и заводить собственных лошадок», - внушает нам очевидность.

Этой статистикой лениво интересуются со своих сёдел монголы (они по-прежнему имеют вдвое больше детей, чем процветающие японцы, по-прежнему зачастую проводят жизнь в путешествии по широкой своей степи, и у каждого взрослого монгола своя лошадка).

В чём, в таком случае, измерять счастье и богатство?

Если в количестве дней среди пальм и тёплого прибоя — то не найти землянина счастливей папуаса.

Если в количестве поедаемых вкусняшек — то самые счастливые люди живут на острове Науру, где 90% жителей едва влезают в свои шорты и на них лопаются гавайки.

Если счастье — это высокие доходы + пальмы + море + красотки + яхты и шикарные авто — то это однозначно Монако. Княжество, находящееся на втором, кажется, месте в мире по уровню депрессии (наряду с Лесото и Украиной), пенсионерская песочница, населённая людьми со средним возрастом 55 лет.

Если мы ищем место с наименьшим уровнем депрессии — то нас тоже ждёт разочарование, ибо это Гондурас (2-е, кажется, в мире место по уровню убийств. Никто не хочет жить в Гондурасе).

Жизнь не даёт нам линейных ответов.
Ссылка на источник
До марафонное(?):

Виктор Мараховский

2019 год:

Минутка миров.

Многим из нас прохладу майских скрасила прогремевшая запись в инстаграме, где некто призывал переводить на карточку светлому вагиночеловечку Наде с крайним айфоном, не желающему работать, живущему "в монастырях и ашрамах" дешёвой тёплой Азии, "умеющему летать туда, где большинство из нас никуда не будет", но "не способному подчинять себе энергию денег".

Я, ув. друзья, до сих пор не решил, всерьёз это было или мастерская стилизация - но текст дал мощнейший сатирический эффект, вызванный, безусловно, тем, что многим из нас знакомы аналогичные нади обоего пола и всех возрастов.

Я уже касался недавно феномена современного люксового попрошайничества, но тут безусловно есть что добавить.

Если угодно, в современных ашрамистых надях слились воедино два довольно древних явления.

Во-первых, сакральное нищенство - институт специальных людей, выпавших из общества и потому принадлежащих, согласно архаическим представлениям, Судьбе, Фатуму, Року. Выдача милостыни этим полулюдям понималась как взятка провидению через посредников: накормив какую-нибудь древнешумерскую надю миской нута, обитатель древнего социума как бы умолял стоящий за ней Случай помиловать его хижину, семью, козу и клочок земли, когда Случай в следующий раз замутит какой-нибудь неурожай, чуму или наводнение.

Во-вторых, демонстративная праздность - как мы помним из Веблена, ставшая с некоторых пор одним из главных признаков успеха в человеческом обществе. Неосквернение рук работой посылает во все стороны социальный сигнал о том, что неработающий безусловно относится к лучшим и ценнейшим экземплярам человеческой породы, владеющим богатствами и потому спокойным среди бурь.

Современные нам ашрамистые нади одновременно представляют себя и привилегированными бездельниками, и священными нищими. Поскольку система мировоззрения, надстроенная над нашим коллективным бессознательным в предыдущие тысячелетия, успешно рухнула - целевая аудитория не чует никакого подвоха в этих кентаврах. Ей нормально заходит, что нади, не владея ничем кроме актуальных побрякушек, при этом колесят по планете и постят в инсту позитивных себя то со ступеней храмов, то с бортов яхт.

Бес его знает - может быть, сыпля свои трудовые рубли в их виртуальные авмяки, наш современник тоже по-своему пытается подкупить Судьбу. Только уже не карающую судьбу-разрушительницу, которая придёт и срежет серпом его саманный домик, - а Судьбу в ипостаси Халявы, которая однажды придёт и тоже одарит его священной праздностью в тёплых странах.

Этот вариант не менее архаичен и иррационален, чем изначальный - но, пожалуй, более глуп.
Ссылка на источник
Виктор Мараховский
2018 :

Минутка разъяснений.

Наступила весна, и на улицах, в кафе и вагонах метро стали заметнее язычники.

Я имею в виду граждан, считающих, что от воздействия неосязаемого инфернального зла, от неблагоприятного стечения обстоятельств и от неудач, магически вызванных чьим-то недоброжелательством, -

- защищает красная нитка, повязанная на запястье.

Что в ней интересно. В принципе всякий современник может немного погуглить и узнать, что силу красной нитки не признают ни Академия Наук России, ни Русская Православная Церковь, ни ЦДУМ.

Что с точки зрения РПЦ для христианина точно так же не существует никаких сглазов и оберегов, как и для безбожника с точки зрения АН.

Что идиотскую моду на красную нитку ввёл в нашей стране лет 15 тому назад мутный эмигрант, "преподававший для всех тайны Каббалы" (кстати, где он?), а сам он понабрался её, видимо, на Ближнем востоке, где данная нитка неистребимо бродит в тёмных массах разных стран уже пару тысяч лет вместе с прочими реликтами скотоводческих культов.

Но никому не интересно, никто не хочет узнавать.
©

А ещё присесть на дорожку, постучать по дереву, не свистеть и масса других «бабушкиных» рецептов.
Это марка такая, знак качества чтоль, эти «внучата» там в комментариях про проверенные средства с таааааким знанием дела вещают. А то, ведь бабушка не обманет!
(…так, кстати, и Максим Галкин думал перед свадьбой)
Ссылка на источник
Очень правильно отметил ув. Виктор Мараховский: кто благосостояние семье делает, тот и формат отдыха от производства и устанавливает. Ну, кроме уголовно наказуемого (исключая штрафы административку).
Вот как раз я установил. Боря пришёл, в очередной раз кое-что решили.
Ссылка на источник
Некрогуманизм - новая страница истории гуманизма

Одним из важных двигателей социальных процессов является принцип экономии усилий: люди, как правило, стремятся не обременять себя занятиями, знаниями, требованиями, которые не подразумевают очевидной пользы. Когда и кому ожидается эта польза: самому человеку здесь на Земле, потомкам в ближнем или дальнем будущем, или же в жизни вечной – зависит от горизонта планирования. Если утрированно – то человеку нужен идеал, чтобы действовать в инициативном порядке, а не только когда в животе урчит или бьют палкой.

В основе гуманизма лежит вопрос: если человек есть мера всех вещей, зачем он должен меняться и вообще к чему-либо себя принуждать? Разные времена давали разные ответы на этот вопрос, и постепенно он становился всё более щадящим по отношению к человеку.

Современный западный гуманизм восходит к христианству. В предтечи гуманизма также часто включают античных мыслителей, но они творили в весьма отличном культурном и религиозном контексте. У древних греков отсутствовало представление о личном любящем Боге, их фатуму или плероме в общем то не было дела до человека. Античный мир – мир сильных людей, где сострадание и милосердие вовсе не являются какой-то особой добродетелью, а слабые должны умереть. Поэтому и гуманизм там построить – задача нетривиальная. Посему античных мыслителей пришлось христианизировать, и уже эта, христианизированная версия их учений легла в основу европейского гуманизма. А в христианстве вся антропология строится вокруг отношений человека с Богом. И когда Бога оттуда изъяли, вся конструкция начала рассыпаться. Падение гуманизма прошло через следующие этапы:

1. Теистический гуманизм – рассматривает человека как образ и подобие Божье. Человек согласно данной концепции должен находиться в общении с Богом и через это общение обретает подлинное величие, без него же хиреет и умаляется.

Таковым было толкование гуманизма, первоначально принесённое в Европу христианством. Образцом человека в теистическом гуманизме выступает святой-молитвенник.

2. Деистический гуманизм – полагает, что Бог сотворил мир и дал ему законы, но более не общается со своими творениями. Соответственно человек соответствует своему высокому предназначению, когда он живёт в соответствии в Божьим законом.

Здесь необходима оговорка: деизм как философская концепция возник в протестантской северной Европе ближе к новому времени, но само деистическое миропонимание («царь далеко, Бог высоко, и к нашим делам они отношения не имеют») куда древнее. Деистический гуманизм замещал теистический постепенно, и к высокому Средневековью его роль была достаточно велика.

Образцом деистического гуманизма выступает дисциплинированный, добропорядочный бюргер, который знает Писание и живёт по его заповедям.

3. Ренессансный гуманизм – человек обретает величие при полном раскрытии своих творческих способностей.

Именно эта форма гуманизма известна нам по учебникам истории, для её обозначения был создан сам термин «гуманизм». С ренессансным гуманизмом связан интересный исторический кульбит: эпоха Возрождения прославлена как взрыв творческих сил человека – не в последнюю очередь благодаря философии гуманизма. По сравнению с законничеством деистического гуманизма взрыв действительно имел место. Однако вспомним, с чего всё начиналось: живая связь с Богом подразумевала раскрытие в человеке сверхчеловеческих способностей – даров Духа Святого (хотя такое получение таких даров никогда не виделось самоцелью). Люди эпохи Возрождения прекрасны и удивительны, но вряд ли кого из них можно сравнить с апостолами в день Пятидесятницы. Запомним это явление: разрыв связей (в данном случае связи человека и Бога) приводит к временному высвобождению энергии.

Название «ренессансный гуманизм» отсылает ко времени появления данной концепции, но она, разумеется, существовала и позже. Так, один из крупнейших наших писателей-фантастов ХХ века – И.А. Ефремов – был представителем именно ренессансного гуманизма.

Идеалом для ренессансного гуманизма выступает искусный и многогранный творец, такой как Леонардо да Винчи.

4. Филистерский гуманизм – каждый человек прекрасен таким, какой он есть. Вариант: хорошо бы было, если б люди стали такими же хорошими, как я.

Тут также не следует обманываться названием: отнюдь не все представители филистерского гуманизма были малокультурными обывателями. Наоборот, многие из них являлись лучшими представителями культуры своего времени. Ключевой критерий – именно отказ от развития, роста над собой. К сожалению, на горизонте нескольких поколений это означает неизбежную деградацию. Большинство наших шестидесятников принадлежали к филистерскому гуманизму. Их наследие живо и сейчас, а вот дети и внуки, засевшие по наследству в культурной элите страны, вызывают куда больше вопросов.

Идеала у филистерского гуманизма нет, так как никакое движение в нём не предусматривается. Можно назвать типический образ: Гоша, он же Гога, он же Жора – персонаж Алексея Баталова из фильма «Москва слезам не верит». Герой, в общем положительный, но абсолютно удовлетворённый своей жизнью, и готовый приспосабливать к ней всех вокруг - лишь бы не менять себя.

5. И тут мы приходим к теме нашего поста - новой странице в истории гуманизма, которую ув. Виктор метко назвал «некрогуманизмом». Авторское определение этого термина звучит следующим образом: «это когда во имя человека и его счастья мы призываем его быть одиноким, никчёмным, немного безумным, и радостно умереть в доме квир-престарелых».

Так гуманизм, поставив в центр мироздания человека, в конечном итоге разрушает его жизнь и не даёт его роду продолжиться.

Некрогуманизм не просто приводит к деградации человека, он вменяет её в обязанность. Каждый уже при жизни должен опуститься до уровня представителей влиятельных обиженных меньшинств. Последствия, для экономики, культуры и демографии – дело десятое. Пусть погибнет мир, но никто не уйдёт обиженным!

Идеалом некрогуманизма можно назвать Чарли – персонажа Брендана Фрейзера из недавнего оскароносного фильма «Кит». Человека, сумевшего впасть во все смертные грехи, до которых он смог дотянуться, но вызывающего сочувствие других персонажей и зрителей.

Таков путь. Он идёт под горку, но идти по нему можно быстро, медленно, поперёк и даже вспять. Об особенностях движения по столбовой дороге прогресса мы поговорим в следующий раз.

P.S. Выше описан путь гуманизма в христианской культуре. Я не берусь проделать аналогичную работу для других религий. Если среди читателей есть люди, которые хорошо знают исламскую, иудейскую, буддистскую, китайскую традиции, а лучше – живут в них, я был бы рад услышать, как складываются отношения с гуманизмом у них.

#Килячков@kitezh_club
Ссылка на источник
"Зависть обычная, чёрно-серая, есть порок и величайшее несчастье для личности: подцепив её (и, конечно, тут же убедив себя в том, что мы на самом деле не завидуем, а страдаем чисто от Несправедливости), мы превращаем свою жизнь в негасимый ад и неутолимую боль.

Зависть же белая — есть деятельное восхищение. Она уже не порок, а мотивация".

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
#sonsofanarchy
#нейросеть #арт

Помнится мноюуваж. Виктор Мараховский собирал клуб "Дневные Зайки". Где они сейчас?! Выезжают ли на Московские кольцевые парады?
Ссылка на источник
ув. Виктор Мараховский
Минутка актуальных вопросов оппонентам.
1) Смерть, где твоё жало?
2) Ад, где твоя победа?
#ХристосВоскрес #Пасха
Ссылка на источник
"Не нужна общая мораль в виде таблицы правильных и неправильных поступков — поскольку она невозможна. Все такие таблицы, претендующие на охват истины, по сути ложь, враньё и профанация — потому что всякий человек неповторим, бездонны его побуждения и неповторимы обстоятельства.

Общая мораль нужна обществу в виде не уголовного кодекса (у нас и так есть уголовный кодекс), а в виде маяка.

Такая мораль и даёт «стремление к моральности»: маяк светит с горы, объясняя, куда идти и плыть, но не предписывая, как. Этим он отличается от навигатора, бубнящего «через сто метров поверните направо, иначе расстрел».

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
"Молодость (в дурном смысле) есть понятие не биологическое, а биографическое. И если у нас имеется достаточное число ув. современников, которые в свои 35, 45 и 55 лет живут ровно теми же юношескими ценностями, приёмами, реакциями и чувствами, а главное, повседневностями, что и в 17 — то с какого перепугу мы будем считать их взрослыми.

Мы будем заслуженно считать их беспилотными мыслительными аппаратами, на которых заинсталлирован вместо полноценного пилота или хотя бы качественного эгоиста общепринятый и общеприятный чатбот.

Этот чатбот, как и полагается продвинутым болванам, умеет сдавать экзамены на MBA, но нет никаких оснований думать, будто он действует в интересах своего носителя. За отсутствие чувства некоторой (или глубокой) маргинальности носитель платит такому чатботу тем, что становится площадкой размещения, продвижения и обслуживания множества внешних коммерческих или политических интересов".

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
"Отмена личного представления об Абсолюте в качестве судьи наших поступков и замена его на «общественный интерес», определяющий добро и зло, является человеческой катастрофой. Ибо уничтожает автономию личности и делает человека безответной флешкой, на которую постоянно перезаписываются новые морали, стирая старые. Причём новые актуальные морали по определению суть морали-лего, по условиям пользовательского соглашения всё время меняющиеся — но всё равно требующие, чтобы в каждый отдельный момент их чтили как истину, точную и совершенную."

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
Ув. Виктор о Великом Празднике Рождества Христова:

Минутка поздравлений.

Надёжные источники сообщают, ув. друзья, что родился Спаситель душ наших.

Поскольку альтернативные точки зрения в принципе отвергают понятие «спасения душ» и, следовательно, не в состоянии оспорить данное сообщение, оно не подлежит обсуждению.

...Если же серьёзно — то мы живём в мрачные времена, когда вопрос «во что мы верим» перестаёт быть чем-то из ряда «что мы носим в этом сезоне» или «во что мы играем в свободное время», и превращается в фундаментальный вопрос наших жизней, вынуждающий нас к ответу не только словом, но и действием.

О человеке, «не верящем ни во что такое определённое», можно сказать лишь одно: он поверит во всё любое, в сторону чего его пнут поверить мало-мальски техничные манипуляторы.

Те, кто знают, во что верят — не будут пластилином в чужих руках и не станут пылью под чужими подошвами.

С Рождеством Христовым, ув. друзья.

(картинка моя)
#Рождество
Ссылка на источник
"Обычно консервативность объясняется «Заскорузлостью & Закостенелостью» - в действительности она является результатом сложного жизненного опыта, отшибающего рога нашим однозначным суждениям и простым решениям (которые как раз признак вечнозелёной юности мозга). Консерватизм (настоящий, а не шутовской) есть учение не о «вернуться в благословенные дни царя Гороха», а о сохранении имеющейся сложности и, в действительности, неуничтожении разнообразия".

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
Будни строительства дивного, дивного нового мира

В рубрике DW «Биоразнообразие» - очередной 100500-й ролик о рыбах-гермафродитах и полиаморных обезьянках.

К вопросу о том, как прессуется в массовой голове передовая ESG-повесточка, состоящая сейчас из ЛГБТ, антирасизма и климата. Вот так и прессуется: тупо, механически. А на выходе получается «как вы можете любить птичек, если вы против перемены пола у детей».

Виктор Мараховский

#ЛГБТ #гендер #экология #толерантность
Ссылка на источник
«Есть что-то показательное в том, что "эпоха просвещения", начавшаяся в XVIII столетии, так много надежд возлагала на триумф Разума над тёмными религиозными предрассудками - а в результате поступательного накопления побед разума мы сейчас постоянно чувствуем желание помолиться»

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
"Если мы достаточно добросовестны — официальная и неофициальная версии происходящего имеют шанс конвергироваться в нашем уме в единое синтетическое представление.

Между официозом и анти-официозом нужно в первую очередь искать общее. До тех пор, покуда это общее имеется — с нашим здравомыслием всё в порядке.

Если же официоз и анти-официоз диаметрально расходятся, и оба находятся вне наших возможностей их перепроверить — логично поступать исходя из своих ценностей, из своего «этического майората», из того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять.

Если эти ценности действительно наши, а не «взятые поносить» — мы по определению не разочаруемся в том, что делаем".

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
«Сэм Ванкин, израильский психолог и эксперт по нарциссизму, говорит, что растущее количество исследований показывает, что воук-пропаганда в основном сводит к использованию роли жертвы в качестве тактики: «Некоторые люди склонны принимать пострадатость как идентичность». Ванкин уверяет, что эти люди на самом деле очень агрессивны. Они «очень самовлюбленны, «грандиозны [в самовосприятии]», чрезвычайно агрессивны, они лишены сочувствия, и все же они утверждают, что были жертвами всю свою жизнь, потому что они суперэмпатичны, чувствительны и так далее».

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
"Влечение к истине и знанию обычно болтается где-то на задворках человеческих предпочтений, и если вдруг кто-то начинает всерьёз пилить к знанию и сути, то это не от хорошей жизни. Должна стрястись целая цепочка несчастных (на первый взгляд) случаев, чтобы принудить ув. человека по-честному задаваться вопросами и по-честному искать ответы, не играя в поддавки со своими хотелками.

А вот косплей истины, культуры и знаний — запросто может быть предметом добровольного массового выбора. Если, конечно, стильно оденется.".

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
"Каждый из нас, пожив под звёздами лет тридцать, начинает замечать, что если некто открыто говорит о своей возвышенной сущности, то в долг ему лучше не давать

Душевная механика, стоящая за этим феноменом, ясна как пень: непрерывное вербальное наделение себя какими-нибудь качествами является маркетинговым ходом. Тот, кто занят своим делом и в нём хорош и результативен — редко нуждается в самопродаже окружающим. Если ему требуется по-настоящему кому-то себя предложить, он просто покажет, что умеет делать. Востребованные личностные же качества их обладатели с определённого возраста вообще стараются прятать, потому что на добродетели окружающие самонаводятся без всякой рекламы, чутьём — и стремятся их использовать по полной.".

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
«Что больше всего поражает в «Пациенты Фрейда: книга жизней» (Borch-Jacobsen, 2021), так это то, насколько неэффективными были методы лечения Фрейда. В зависимости от предпочтительного определения «пациента» (у некоторых клиентов Фрейда не было никаких симптомов проблем с психическим здоровьем) и от того, насколько великодушно мы определяем «излеченного», показатель успеха Фрейда составлял где-то между 0% и 8,6%. Большинству пациентов Фрейда после психоанализа стало намного хуже. После себя Фрейд оставил след самоубийств, разводов, наркомании (включая как минимум одну смертельную передозировку), финансовой эксплуатации и сломанных жизней. Счастливчики сбежали от Фрейда, потеряв лишь немного времени и денег. Что больше всего бесит при чтении «Пациентов», так это то, что Фрейд знал, что его пациентам не становится лучше. Но это не мешало ему рекламировать этих пациентов как примеры успешного лечения».

Но мы можем прочесть и множество текстов в защиту покойного деятеля — сводящихся к тому, что он, пусть и не владел совершенным практическим методом, чрезвычайно важен и достоин почтения уже потому, что сорвал покровы, указал на механизмы и, в конце концов, не зря же столько поколений приличных людей считают, что им стало лучше, после терапии по методикам, восходящим к Фрейду.

Легко понять, что всё это не вопрос науки, но вопрос а) культуры, б) экономики и в) личной биографии. На последнем стоит остановиться отдельно. Например, лично я могу быть искренне уверен, что душу исцеляет молитва. Мне вольно в это верить. Но представим себе человека, выросшего в семье с неадекватным родителем, который читал молитвы перед тем, как в очередной раз начать методично бить ребёнка. Непросто будет последнему, уже выросшему, молиться, не сжимаясь внутренне от воспоминаний. Едва ли он будет стремиться отыскать исцеление от боли в действиях, воскрешающих в нём переживание боли.

С неадекватным родителем, курящим любую из психологических концепций и психотерапевтических практик, история ровно та же.

Виктор Мараховский
Ссылка на источник
"Сказать по правде, я видел немало современников, которые спокойно держали в уме взаимоисключающие тезисы и не сходили с ума именно благодаря некоторому недостатку последнего. В разреженном сером веществе качественного дурака тезисы не движутся в одной плоскости — и потому не пересекаются и не сталкиваются."

Виктор Мараховский
Ссылка на источник


Сайт не являеет официальным сайтом вКонтакте
Политика обработки персональных данных
Время выполнения скрипта: 1.0488839149475 сек.