Друзья! Мы продолжаем рассказывать о людях, повлиявших на историю фотографии. Сегодня Саша Гулькин поговорит о голландской фотохудожнице Ате Кандо.
На протяжении всей творческой деятельности Кандо значительно меняла стиль и жанры, в которых работала – от фэшн-фотографии до социальных проектов, посвященных спасению животных. Однако наиболее любопытными являются ее работы в жанре фотоновеллы (beeldroman).
«Сон в лесу» (Droom in het woud) – фотоновелла, созданная Кандо в 1957 году и представляющая собой тонкое сочетание текстов и визуальных образов, с головой погружающее зрителя в мир выдуманных, фантастических сюжетов. Эта незамысловатая история о потерявшейся в лесу девушке и спасшем ее молодом пастухе, написанная сыном Кандо Томасом, стала своебразным сценарием, по которому двигалась съемка. Наличие текста придало кинематографичность фотоновелле, а процесс создания напомнил съемку кино, где есть сценарий, роли, актеры, режиссер и оператор. В самих фотографиях также много динамики и движения, из-за чего они напоминают кадры фильма.
Литературная составляющая фотоновеллы провоцировала выстраивание кадров в строгой хронологии, визуально формировала сюжет и его развитие, превращала фотоновеллу в сказочную книгу с иллюстрациями. На фоне происходящих событий (революции в родной Венгрии и миграционном кризисе) такой детский и волшебный мир кажется эскапизмом от тяжелой реальности, возможностью вместе с детьми перенестись в мир, где дети – не дети, а персонажи истории, а сама Кандо – сказочница.
Недавно мы обсуждали понятие «пунктум», и знакомство с этими кадрами для меня стало именно таким – пронзающим, опустошающим и наполняющим вновь. «Сон в лесу» вызывает странное ощущение ностальгии, воспоминаний о прошлой жизни: как будто я когда-то был частью этой истории, но забыл об этом. Именно этой редкой способностью ценны фотоновеллы Кандо – они позволяют перенестись в другой мир и другое время, изменить что-то внутри человека и даже вспомнить то, чего никогда не было.
Предлагаем посмотреть на некоторые из кадров и поделиться своими впечатлениями!
Обещанный фоторепортаж с открытия инсталляции "Нити памяти".
Фотограф Саша Гулькин.
Саш, спасибо огромное за фото! Они настолько прекрасны, что даже текст к ним не пишется.